Диалоги 2016

Видео

  1. А.Г. Реус. Методологическая школа управления.
  2. Н.Ф. Андрейченко. Кто такой методолог.
  3. С.Б. Крайчинская. Продолжение проектов и программ.
  4. Ю.Н. Теппер. Проект "Авангард".
  5. В.А. Никитин. Целое - фрагменты, отдельности.
  6. П.М. Андруховец. Проблемы воспроизвоства Управленческой подготовки.
  7. Воспоминания коллег

Тексты

/Files/images/potochn_foto/16-17/dalogi/Юн и Лариса.jpg Ведущие Диалогов: Ю.Н. Теппер и Л.И. Кузьменко /Files/images/potochn_foto/16-17/dalogi/Ліда.JPG Автор видео: Л.М. Теппер

Все воспоминания

Вопросы виртуального интервью

1. Вспомните первое знакомство с АП (впечатления, восхищение, недоумение).

2. Вспомните, наиболее яркие моменты участия в совместных программах и делах АП. Что тогда оказалось наиболее значимым и проблемным?

3. Какие аспекты СМД – практики и жизнедеятельности А.П.Зинченко, по Вашему мнению, заслуживают особого внимания и, возможно, заимствования?

Воспоминания размещены по алфавиту фамилий авторов.

Вячеслав Волков

/Files/images/potochn_foto/16-17/dalogi/Волков ученый.jpeg Друзья уходят, кем их заменить…..

Друзья уходят в прошлое как память..

С Сашей я знаком целую вечность, даже трудно вспомнить точную дату, поскольку мы вливались в пространство ГП и ощущали себя в нем как частички чего - то безбрежного, безвременного, вечного. И такое событие, как встреча двух частичек в этом вряд ли могло стать знаковым..

Но попадая в эту среду, осваивая её, каждый как то обозначался в ней.

Как-то возвращаясь поздно ночью с пляжа Аркадии в Одессе (там проходило очередное наше мероприятие) на трамвае, мы с Сашей обсуждая будущее нашего дела, договорились о том, что я беру на себя ответственность за стационарное обустройство места и обеспечение деятельности нашей команды, а он за организацию воспроизводства и подготовку молодежи к СМД технологии.

К тому моменту, многим из нас уже было понятно то, что ГП не вечен, а наши метания по необъятным просторам, требуют институализации, создания места, где можно было бы обучать ремеслу методолога, как это впоследствии обозначил Саша.

Да, сегодня можно сказать этот трамвайный замысел, реализовался. По всей нашей и не только нашей бывшей Стране, можно встретить тех, кто на вопрос ты чей? – ответят – я ученик Зинченко Александра, выпускник Тольяттинской Академии….

Как и то, что трудно найти из тех, кто себя считает участником методологического движения, не отметился бы этом месте.

Знаковость этого места состоит в том, что именно Саша Зинченко реализовал главный проект своей жизни – создал школу методологического ремесла. Он как Великий дидакт успел создать, перевёл на образовательный язык, создал технологию подготовки, тому ремеслу, которое позволяет, вот уже не одному поколению выпускников ТАУ быть хозяевами своей жизни, задавать новые горизонты.

Можно сказать, что он успел…не только обозначиться в методологическом движение как лидер, но и как тот, кто создал технологию позволяющую воспроизводить и длить Дело Учителя.

Можно ли кем то заменить Зинченко?

Да и нужно ли?

Ведь он заложил в своих текстах и учениках то, прикоснувшись к чему, ты уже не сможешь просто быть, ты будешь МЫСЛИТЬ!

Владимир Гетман

/Files/images/potochn_foto/16-17/dalogi/Гетман 4.jpg К 70-летию Александра Прокопьевича Зинченко

Начинаем виртуальное движение в лабиринтах памяти по пунктам.

Итак, ПУНКТ ПЕРВЫЙ, - первые знакомства с АПЗ.

Первое. Из воспоминаний всплывших еще в середине 80-х годов, тогда, когда АПЗ пришел, прекрасным теплым осенним днем, в гости к ЮНТУ в КИИГА. Мы вошли (кроме меня на встрече присутствовали Валя Тимошкин и Сережа Савченко) в небольшое, служебное помещении одного из корпусов института, где и состоялось знакомство с АПЗ.Первое восприятие, сохранившееся по сей день, - бодрый, подтянутый, постоянно сосредоточенный на чем-то своем внутреннем и неординарный внешне человек, внимательно слушает, продолжая при этом, по прежнему думать о чем-то своем, с непременно опущенным взглядом вниз.

Первое (второе). К концу нашей первой встречи с АПЗ мы выясняем тот факт, что это вовсе и не первое наше знакомство. Уже прощаясь в вестибюле, мы с АПЗ задержались по причине висящих «зацепок» из прошлого. Образовавшееся шаткое пространство нашего эгрегора, сформировало в нашем подсознании и оперативно выдало на экран сознания общие картинки из начала 70-х годов. Бассейн КВО ЦСКА, - «войны» за время и воду, между водоплавающими (к оным относился напрямую АПЗ – профи в плавании) и летунами (прыгуны в воду – ваш покорный слуга).АПЗ уже тогда отличался мягкостью характера в жестком его проявлении при необходимости ситуативного решения проблем. Бассейн «Динамо», - мимолетное общение после тренировок о необходимости и пользе постоянных физических нагрузок на организм человека.Подобные требования АПЗ сформировал и удерживал на протяжении всей своей жизни как норму, по отношению к своему телу, духу и душе.

ПУНКТ ВТОРОЙ

В общих делах и проектах АПЗ принимать участие приходилось, к сожалению, крайне мало, но имеются некоторые заметки «на полях», в виде им сказанных, или даже просто брошенных фраз. Чего-либо проблемного мною не было замечено, а какая-то частица значимогоприблизительно может выглядеть так:

- 1986 г., ОДИ, Калининград, - …хорони мертвое, не спеши реанимировать живое, может оказаться тоже мертвым…

- 1994 г., КМУЦА, каф. ФиПФП ЛС, рабочее совещание с приглашенным АПЗ, - …делать нужно только то, что можно и нужно в дальнейшем изменить …

- 2003 г., центр Киева, КЛБ проводит городское мероприятие в парке Т.Г. Шевченко - …у каждого человека обязательно должна быть в жизни удача и везение…

- 2013 г., село Юшки, день рождение ЮНТ, -… что может быть лучше, чем, находясь постоянно в аквариуме социума, вырываться на встречи с коллегами и друзьями, и при этом понимать, что в жизни должно быть именно такое место, где всем легко и свободно…

ПУНКТ ТРЕТИЙ

По моему урезанному этой жизнью пониманию, могу утверждать только то, что АПЗ является автором и архитектором схематизации многих аспектов СМД, великолепным организатором коммуникаций и смысловых конструкций. АПЗ нес на себе образы СМД и образцы школы ГП, достойные подражания.

Вадим Ильин

/Files/images/potochn_foto/16-17/dalogi/ильин 1.jpg Александр Прокофьевич Зинченко…

Александр Прокофьевич Зинченко для меня, прежде всего, Живой, Искренний Человек, Великий Кочевник, Ученик и Учитель, По-Своему Продолживший Учителя и Удержавший Меру Подлинности… Отважно творивший историю СМД-подхода у доски с маркером в руке, часто задирая тормозящую процесс аудиторию, свершающего утренний «бег ирокеза» (по Ю.Н. Тепперу) вдоль брега Жигулёвского моря и на тропинках Ягодинского леса, ненавязчиво одухотворявший наши ночные (чае)пития в менеджерской-«дворницкой»… Конечно, рядом с ним были другие прямые ученики ГП, была Команда, Машина Интеллекта, столкновение с которой и жизнь в которой приводили к различным занятным последствиям… Главное событие для Левобережья Волги – Высадка «методологического десанта» в Ягодинском лесу, Образовательная Программа, интеллектуальный и организационный переворот в системе проектирования и управления будущей МАБ и БД… Он – Ученик, достойный Учителя… Первый Среди Равных…

Стиль АПЗ: Подтянутость… Энергичность… Разносторонность… Игры и семинары в Тольятти, в Челябинске, в Ульяновске 92-го и 93-го «при очах» ГП: Учитель благословлял Учеников… Частая, Почти Обязательная Нестандартность Его ходов при публичных выступлениях: в качестве пролога – осушить бутылочку бальзама Биттнера или повернуться и уйти, столкнувшись с пассивно-туповатой аудиторией, оставив её в полном недоумении… И Рок-н-ролл!..

Человек – Методологический Университет: Игротехник… Схемотехник… Текстотехник… Инженер Образовательных Систем… Демонстратор Работы по Методу, Образцов Новых Жанров… В том числе, Убийственного – Интеллектуальная Дуэль с Ним в пространстве СМД-подхода: одноактный и «безобидный» Педагогический клуб для педагогов новорожденной Лесной Академии – и «самодезавуировпание» Профессора Суббето, - Первого Интеллектуала Банк-колледжа и окрестностей, оказавшегося легковесом в честном единоборстве на Интеллектуальном Ринге…

Его умение быть благодарным людям, которыми он дорожил… Верность в Продолжении СМД-Галактики ГП и ММК… Действенная помощь Галине Алексеевне после ухода ГП, Его некрикливая поддержка Юрия Николаевича во время операции и болезни…

Он – Автор – это теперь я уверен, что законных и необходимых – периодических волн проблематизации – довольно «сволочного» (собранного как бы по конкурсу, но впопыхах), рыхлого и разнокалиберного – коллектива БК-МАБиБД-ТАУ, не дававших нам закиснуть, «запрофанироваться», покрыться коростой коммуналки, как в первые три месяца функционирования Банк-колледжа под знаменем субеттианцев… (Хотя некоторые уже запущенные и уже пошедшие циклы развития Академии как организации хотелось бы довесть до некоторого логического завершения… И лично для меня весьма болезненным и необъяснимым стал Исход членов команды, которые пришли как члены Команды и внесли свою лепту в создание Академии-на-Волге…Хотя, разумеется, объяснение есть всему…)

Ярослав Каплан

/Files/images/potochn_foto/16-17/dalogi/Каплан.jpg 1. Вспомните первое знакомство с АП (впечатления, восхищение, недоумение).

Осень 2000-го, актовый зал, АП делает установку на новый учебный год и в свойственной себе манере троллит новеньких лицеистов ("родители заплатили за вас денежки, а вы тупые, будете сидеть 4 года и штаны протирать"). Посчитав оратора идиотом, я сообщил об этом Юре, сидящему рядом. Мы уже успели с ним подружиться на сентябрьском выезде. Юра неловко ответил "это мой батя". Стало уже неловко мне.

2. Вспомните, наиболее яркие моменты участия в совместных программах и делах АП. Что тогда оказалось наиболее значимым и проблемным?

Поработать вместе мне не посчастливилось. Разве что получить ряд подсказок и наставлений при организации Лицейских игр.

Наиболее значимым было общение АП с лицеистами на равных. Он не раз говорил, что взрослые уже слишком отупели, поэтому имеет смысл работать с детьми для изменения будущего. Возможно, это было его жизненной миссией, не знаю.

Самым проблемным для меня было (не)понимание. То есть, когда я все слова вроде бы понимаю, а вот общий смысл от меня ускальзывает. АП в общем-то не очень беспокоился об этом. Если не понял, значит тупой и на выход. Меня это задевало и я старался понять. Большинство шло на выход.

3. Какие аспекты СМД – практики и жизнедеятельности А.П.Зинченко, по Вашему мнению, заслуживают особого внимания и, возможно, заимствования?

Мышление как рабочий процесс. Принято считать, что работа, это когда человек суетится, куда-то бежит, с кем-то решает дела. АП много размышлял. Рисовал схемы сам для себя. И, думаю, достиг в этом небывалых высот.

Основной навык, полученный от АП, для меня — это проектирование на салфетке (флипчарте, неважно). Я могу на схеме отразить видение, которое есть в голове, и донести его другому человеку. Навык оказался невероятно полезным в жизни.

Вия Клименко

/Files/images/potochn_foto/16-17/dalogi/Вия.jpg Кем ты хочешь умереть? Не знаю, задавал ли Вам когда-нибудь кто-нибудь такой вопрос. Скорее нет, чем да. Мне только исполнилось 30 лет и о смерти я, естественно, не думала. Александр Прокофьевич Зинченко умел задавать вопросы, в поисках ответов на которые можно было долго размышлять.

Я не была его ученицей. И не входила в круг его друзей. Я никогда не называла его Командором, не обращалась в письмах Zalex. Наше приветствие при встрече было стандартным:

- Здравствуйте, Александр Прокофьевич!

- Привет, Виечка!

-Как ваши дела?

-Великолепно! Перфоманс будет?

-Обязательно!

-Я приду.

Он всегда приходил: на спектакли, и концерты, на программы и даже на открытые уроки. Не всегда высказывал свое мнение, но если и говорил, то очень уважительно.

Я 10 лет проработала рядом с ним (в моем случае, если писать о лицее, прожила) в КЛБ. И наши “деятельности” не противопоставлялись, как любили/любят повторять некоторые коллеги из ДеПУПа, а проходили параллельно… По крайней мере, от А.П. я этого “противопоставления” не ощущала. Если понимала, что уместна – подключалась к лицейским играм. А к репликам Андруховца П.М: “Нам тут в мастерской управления драконовцев не надо, определяйтесь!” – всегда относилась с юмором). Потому как многие из основного, можно сказать платинового состава Дракона, соединив в себе и умное, и красивое, сертификаты управленцев 1 степени получили;-).

Как не пытаюсь, не припоминается ни одной конфликтной ситуации с А.П. Зинченко. Ну разве что мой первый зимний выезд с Лицеем. И то, скорее всего, это была обычная проверка. Заплачет ли маленькая девочка или примет вызов? Девочка не заплакала, да и вызов принять была не против. Потому что с первого дня в Лицее понимала, что будет делать в том направлении, которое для себя выбрала. И хорошо себе представляла как псевдокавээн и местечковую самодеятельность перевести на другой - более высокий уровень. Для этого нужны были мастерская с Мастером и демонстрация образцов. Для этого нужны были техники, которые даются и отрабатываются во время командной работы. Именно это и хотел видеть А.П. в Лицее.

И именно с его легкой руки стартовал проект Дракон. Успешный проект, длиною в 10 лет. Проект, через который прошло не одно поколение лицеистов. Проект, в котором удалось сделать намного больше, чем позволяли предлагаемые обстоятельства. И звание Народный коллектив, который в итоге присвоили Дракону, тому подтверждение.

Но сегодня я хотела бы написать о другом. Об А.П. Без пафоса, который он терпеть не мог. Написать о Человеке и человечном. О настоящем и личном.

Волевой и точный, сильный и бескомпромиссный, жесткий и нетерпимый к глупости и бездарности, с саркастическим чувством юмора и масштабным мышлением. Его удивительная способность выполнять огромный объем работ в реально сжатые сроки порой поражала. Его идеальный порядок во всем: в мыслях, в делах, в бумагах вызывал восхищение. Его рабочий стол в кураторской мог послужить образцом того, как надо использовать пространство и раскладывать личные вещи.

Но самое яркое впечатление о Зинченко у меня связано с ТАУ. Меня пригласил А.П. провести в мастерской управления серию тренингов по актерскому мастерству и ораторскому искусству. Мы приехали в Тольятти с Машей Ефимовой (Питяковой) и были очень удивлены той заботой, которой нас окружил А.П. Зная его на тот момент 8 лет, я увидела “другого” Зинченко. Он много шутил, очень тепло рассказывал о своей семье и детях, и для меня это стало каким то откровением к его личностному портрету.

Не знаю почему, но в памяти отчетливо зафиксировалась картинка в ТАУ. Причем, я сидела и смотрела на происходящее, как режиссер смотрит спектакль. Очередное заседание ПАС. Второкурсники делают какие то доклады. Тему не помню. Зинченко в этот раз в ударе. Не скупится, слов не подбирает, посылает… подумать. Студенты не боятся, за два года уже привыкли. Те, кто обиделись, ушли ж еще на 1 курсе)))). Оглядываю аудиторию и понимаю, что все с нетерпением ждут момента когда же - когда выйдет А.П., и как заправский фокусник, достанет из рукава схему, на которой все по полочкам будет разложено. Зинченко выходит. Схема. Теперь даже идиоту понятно. Восторженный выдох зала: как? КАК он это делает?

Именно после этого заседания, я осмелилась задать А.П. вопрос: зачем Вы так жестко противопоставляете себя всему и всем? Ведь это порождает не только восхищение, чаще всего это порождает кучу злости и ненависти, в которой Вам потом жить…. Он слегка удивился, но ответил как в Одессе:

Кем ты хочешь умереть?

Я не знала. Он же наверняка знал. Но тогда отшутился.

Неждана Кузьмина

/Files/images/potochn_foto/16-17/dalogi/двша и АП 1.jpg Прокофьевич: разрушая стереотипы

1. Моё первое знакомство с Шефом трудно назвать знакомством. Юрий Николаевич привел меня, десятиклассницу, в киевский дом Архитекторов. Интересные люди, непонятное обсуждение. Все весёлые и со своим мнением.

2. Игры Г.П. Темпераментный и энергичный Прокофьевич рисовал на схемах то, что другие говорили словами. А еще тонко подмечал нюансы отношений внутри игры. Он былключевым Игроком Команды.

3. Киевский лицей бизнеса – проект, ставший на определенный период, смыслом нашей жизни и деятельности. Его придумал Александр Прокофьевич, в нем он творил, экспериментировал. Для созданной им жекоманды,А.П. сталКапитаном и Играющим Тренером.

4. Сейчас, по прошествии времени, я понимаю, что наши дальнейшие карьерные успехи – во многом заслуга Шефа. Эти слова относятся не только к нам молодым (на то время) педагогам Кураторской, а и тем лицеистам, которых выбрал Александр Прокофьевич, или тем, которые выбрали его. А.П. обладал умением увидеть людей, способных к организационно-управленческим работам, создать ситуации для их развития. Он НЕ БОЯЛСЯ передать всю полноту ответственности, сделав именно тебя лицом, принимающим решение здесь и теперь. При этом в своих докладах, оценках и просто суждениях он всегда демонстрировал ИННОЙ стиль мышления, описывая все происходящее из МЕТА-позиции, заставляя всех увидеть ситуацию по-другому. И это поражало и покоряло.

5. А ещё, Кураторская лицея бизнеса была не мыслима без Зинченко. Рефлексия мероприятий с хорошим красным вином, сыром, икрой. Его приколы и шутки, крылатые слова и фразы. «Потрясающе, изумительно, великолепно!», «идите и думайте!», «и только Вы один парите в рефлексии!».

6. Шеф никогда не любил публичных благодарностей, переводя все в юмор и обсуждая дальнейшие проекты и перспективы.

7. Этим и живём! Спасибо, Александр Прокофьевич!

Марина Садовенко

/Files/images/potochn_foto/16-17/dalogi/Марина и Олег 1.jpg Первое знакомство с А.П. состоялось задолго до игр. И было оно заочным. Заместитель моей мамы по вопросам организации науки в отделе токсикологии ВНИИГИНТОКС проживала в советском элитном доме вместе с А.П, - как дочь руководителя одного из советских изданий. Наталья Алексеевна Шушурина как-то принимала меня в гостях. Во дворе она показала на выносящего мусор мужчину в красных спортивных трусах ( вызывающе, - по советским временам обнажённого по пояс) из соседнего подъезда и с грустью сказала: "Какая подвижность и молодцеватость, А ведь он мой сверстник. " Это было в 1976 году. И она ошибалась: Сашка был старше на год, но выглядел лет на десять моложе. Таким я его и запомнила впоследствии, - всегда стремящегося к сохранению формы, - в широком смысле.

В дополнении к этим воспоминаниям сошлюсь ещё на одно: Игра - 34, Новая Утка. Раннее утро. На веранде: Г.П., Ю.Н. Теппер и я. Все достаточно спокойные из-за раннего подъема. Вбегает А.П., - опять же в трусах, но уже ярко-алых и в такой же футболке. Ю.Н. Теппер непроизвольно шутит: "А вот и наше переходящее красное знамя!" Общий хохот содействовал окончательному пробуждению.

Но если говорить серьёзно, в связи с символикой, которая уместна в данном случае: А.П, был действительно "переходящим знаменем" методологии и игротехники: уходили люди и поколения, а он оставался на протяжении почти 30 лет рядом с Г.П. и с историческими перипетиями развития и использования методологического содержания".

Ещё один важный момент, связанный с восстановлением исторической справедливости, - в моём исполнении. Я никогда не рассматривала Зинченко без Авксентьева. Многие из тех. кто попадал на "Клуб архитекторов" в Киеве в начале 80 -ых годов с этим не смогут не согласиться. Атмосфера дискуссий между Севой и Сашей была очень горячей. При этом, если не воссоздавать содержание этих методологизированных споров, можно сказать следующее: А.П. всегда демонстрировал "целевое движение" к содержательному открытию. Сева стоял на позициях проблематизации через понимание. Но дело даже не в этом. Саша был всегда предельно серьёзен. Сева обладал чувством юмора. Как антиподные, - эти отношения почему-то подчёркивали серьёзность момента и тот факт, что эти люди борются за что-то не зря.

Ю.Н. Теппер всегда указывал на тот факт, что Г.П. осторожно относился к юмору в играх и в дискуссиях. Но и сам Г.П. на одном из совещаний (или игре), когда фиксировался феномен исторического содействия игровому движению, не смог удержать весь зал от хохота. На чей-то тезис о том. что "мы попали в струю",Авсентьев автоматически ответил: "Нет, это струя попала в нас". Поэтому третьим моментом, посвящённым памяти А.П., я считаю тот, что он всегда стремился быть и создавать здоровые коллективы. Их альянс сСевой это демонстрировал.

В заключение хочу отметить последний момент: при своей жёсткой целевой ориентации, А.П. был демократичным человеком. В методологии были и эзотерики-фанатики, примером которых был Ю.Ясинский. А.П. был современным человеком и не считал методологическое содержание создаваемым для избранных. Он любил игры как форму открытого доступа в методологию и популяризировал их для всех, - от профессора до студента.

Я чётко помню момент в конце 1982 года. когда А.П., одетый опять-таки в жизнеутверждающие ярко-клетчатые штаны,- на пороге Клуба архитекторов в Киеве, - заявил, нам, группе из института физкультуры: "На игры надо ездить, ребята! Там жизнь!!"

И самый-самый последний момент. А.П. очень искренне относился к методологической тематизации, рассматривал её как личное задание. На Игре- 28, ("Схемы в мышлении, знаки в коммуникации") где специфика содержания по-разному обслужила временное умопомешательство участников, А.П, оказался самым непосредственным. На заключительном заседании мне более всего запомнились его слова, - буквально со слезами на глазах: "Я понял, что я НЕ ЗНАК". И тогда и сейчас я считаю, такое оборачивание и публичное предъявление такового мог осуществить только очень искренний и самокритичный человек. Другие мужчины, - игротехники (и даже некоторые методологи) отсиделись, - кто на дереве, кто в личных отношениях.

В этом смысле, к А.П. применимо обозначение "герой", - как в его исторической, так и в наивной трактовке.

Степанов Фарид

/Files/images/potochn_foto/16-17/dalogi/Afhbl 1.jpg Это моё посвящение к Дню рождения Александра Прокофьевича Зинченко. Моего учителя.

(Написано в 2015 году в крайне эмоциональном состоянии).

Часть первая.

На Байковом.

Мы больше жалеем себя без него.

Как же мы теперь будем? Без атмосферы, которую он создавал, без его всё заряжающей энергии, без его шуток, без высказываний, которые со снайперской точностью убивают все контр аргументы.

Я стою и смотрюна Александра Прокофьевича. Смотрю и не могу понять и принять происходящее.

Я впервые вижу АП таким неподвижным и не реагирующим ни на что.

Вот тётя из Колумбария произносит банальные и бессмысленные слова, про печаль, жизненный путь и след в жизни.

Я её практически не слышу. Только смотрю в лицо Учителя и не могу понять почему он не прервёт это словесный поток.

Мозг отключается и перед глазами как в кино мелькают кадры из жизни.

Я впервые прихожу в Лицей. Подумать только – это произошло ровно 20 лет назад.

У меня в руках Реферат, который просил подготовить ЮН. Реферат по истории. Чем дольше я слушаю АП, тем дальше я прячу этот Реферат. Это встреча, которая перевернула мою жизнь. АП не сказал мне ни слова. Да кто я такой, что бы на меня обратили внимание? Но, я остался, остался на 10 лет. На сегодня, лучших лет моей жизни.

Кросс на Выезде. Стою на «базе» после которой все поворачивают в обратный путь. Первым появляется АП. Мы приветствуем друг друга, он подмигивает и с той же крейсерской скоростью бежит к финишу.

Выходит Николай Фёдорович. Говорит о том, что дело АП нужно продолжать, что теперь этот груз на нём. Вижу, как тяжело ему выглядеть бодрым.

Даже тётя из Колумбария растрогалась. Хотя, уверен, что она то многое повидала в силу своей работы.

Первый выезд.

Лагерь «Дружба». Мы играем в футбол. Первые 2 года нашей команде с ЮН на воротах никто не мог забить. Последние минуты. Я подаю угловой прямо на голову АП. Он бьёт и … промахивается с метра. Даша хватается за голову: «Командор не смог забить самой сильной частью своего тела!!!».

Первые рефлексии. Ещё мало что понятно. Как первоклассник пытаюсь понять азбуку схем. Ещё нет понимания, что происходящее изменит всю мою жизнь, что теперь я буду совсем другим. Слушаю АП открыв рот.

Когда мне потом будут говорить о том, что читая АП, ничего не понимают, удивляюсь – нужно видеть и слышать, потом читать. Потому, что читать –одно удовольствие, а видеть и слышать – особенное.

Поднимаю глаза. Уже говорит Петя. Он с трудом подбирает слова, комок в горле мешает ему говорить. Посреди фразы Петя замолкает – не может.

Первые внешние мероприятия.

Моя гордость от того, что я в Команде АП. Даша должна помнить: «… и только Вы парите над нами в рефлексии…». Это на всю жизнь. Атмосфера праздника с элементами шоу. Когда один гениальный исполнитель, который одновременно является режиссёром, как факир своей дудочкой завораживает и ведёт за собой. Потому, что знает куда вести и как.

Первый МООН. Как изящно АП ссорит с собой Лесю Михайловну, чтобы примирить её с Валентиной Николаевной! Оказывается, как это просто управлять людьми!

Первая Кураторская.

Комната без окон с огромным столом за которым могли одновременно кушать, переодеваться и рисовать схемы. И все были счастливы! Потому, что не место красит человека.

Дни рождения АП. Дегустация икры. Сразу несколько видов.Стимул приобщиться к буржуазной жизни. Когда Прокофьевич купил машину, я ходил вокруг неё кругами. АП: «Если захочешь, и ты себе сможешь купить». Да, захотел и купил.

Выходит ЮН. Юрий Николаевич говорит о последней рефлексии.

Я плохо его слышу. Мысли далеко, а слёзы мешают видеть.

Я по-прежнему смотрю на лицо АП. Оно жёлтое, с запавшими щеками и безжизненное.

Я не хочу запомнить его именно таким.

Начало октября, уже не помню какого года. Выездное мероприятие в Пуща-Водица. АП, ЮН и я идём на озеро. АП и ЮН одевают плавки и лезут в воду. Я, также не пацан, иду за ними. Холода воды не ощущаю. Я же с ними. Даже насморк не подхватил, хотя и летом не всегда загонишь. Вот она сила команды!

Вот мы едем на «Ниве» Командора покупать ЮН телевизор. Ни он ни ЮН ничего в них не понимают. Но, у них есть эксперт в технике. В третьем магазине покупаем. Вот незадача – на заднем сидение помещается или телевизор, или я. Волевым решением выбор сделан в пользу телевизора. Эксперта высаживают и дальше я иду пешком. Гордый – я помог!

Наша последняя встреча. На его дне рождения в декабре. Бог есть, это он меня заставил все отложить и приехать. АП часто звал встретиться. На Новый год, на дачу приехать. Когда получалось, когда – нет. Плохо, что после ухода из Лицея так редко удавалось встречаться.

АП бодрится, он исхудал, но жизненная энергия никуда не делась. Как всегда огромное количество планов, проектов. Жажда жизни и деятельности - вот, что держало его на этом свете.

Всё, церемония закончилась.

Все подходят попрощаться в последний раз. Тяну до последнего. Не могу. Не могу принять, что это последний раз, когда могу посмотреть в лицо Учителя. Понимаю, что это только тело, а душа уже не в нём. Всё равно не могу.

Всё, гроб опускается в недра Колумбария. Навсегда.

АП не умер. Теперь его частичка живёт в каждом из нас. Своей жизнью, своими поступками и словами он учил нас. Каждый день учил и продолжает учить.

PS:

Будете удивлены, но последние годы моя Лена также общалась с АП. Она всегда достаточно скептически относилась к тому, что происходило в Лицее. Порой ревновала к барышням, с которыми работал. Ну, вы понимаете о ком я.

Они переписывались и созванивались. АП просил её называть себя Саша, а сам её называл – по имени наFacebook.

Сложно сказать, что она понимала из его мыслей. Так вот, для неё он имел образ демонический. Так за глаза она АП и называла.

Я же для себя открыл ещё одну грань этого великого Человека – демонический.

Часть вторая.

В Доме архитектора.

Одиночество.

То, что прощание с АП проходило в Доме архитектора – символично. После каждого архитектора остаются материальные следы его творчества и ремесла.

АП есть архитектор человеческих душ и судеб. Поэтому, на третьем этаже собрался «сухой остаток» его деятельности.

Я очень не любил, не люблю и никогда не полюблю подобные мероприятия. Для меня, что то есть в них кощунственное. Все уже немного отошли от стресса кладбища, все слёзы уже пролиты, а эмоции выплеснуты. Поэтому, все едят, пьют, уже раздаются первые шутки. Не знаю, у меня всё это время было ощущение, что сейчас зайдет АП и разгонит это почётное собрание.

За столом собралось несколько совершенно разных поколений. От друзей детства, которые показывали фото выпуска Института и рассказывали о статистике, которую «испортил» АП, уменьшив число живых выпускников, до лицеистов последних выпусков, для которых АП был больше Иконой, чем живым Учителем и которые толком не понимали, что же нужно говорить.

Я помню первые годы после ухода из Лицея.

Наверное, самые сложные. 10 лет отложили свой отпечаток, я был как наполненный сосуд, который жаждал выплеснуть на всех всё, что умел и знал. И тут выяснилось, что это никому не нужно.

Лариса, наверное, помнит, как я в отчаянии писал ей: «Вчера я был Уважаемый Фарид Захарович за 150$, а сегодня – стою 500$ - и просто Фарид». Просто Фарид, которого встроили в конвейер коммерческой организации и который должен был просто копать, а не рассуждать. Ничего, говорил я себе, сделаю карьеру, начну управлять процессами, понадобиться всё, что знаю и умею. Поэтому, сцепив зубы, пахал.

Пошли шутки.

Владимир Африканович вспоминает, как АП отбивал Иру у других парней, как красиво за ней ухаживал. Ира уже не такая чёрная как на Байковом. И краска проступает на её лице.

Говорит о деле всей жизни его друга – Мышлении!

Выходит Борис Ерофалов.

Объясняется, почему не позвонил поддержать Иру, в день, когда узнал, что Прокофевича не стало. Так как поддержка нужна была ему самому.

Когда Оля (дочка) пошла в школу, я увидел всю изнанку Системы образования. Теперь, со стороны родителя.

Понимаю, что учителя меня ненавидели и будут ненавидеть. Они не хотят учить детей учиться, не хотят учить мыслить. Потому, что сами не умеют мыслить. Они умеют заставлять зубрить. А всё, что хотят в этой жизни, это – получать 20000. Т.к. именно столько им нужно для счастья. Только делать для этого ничего не хотят.

Когда понял, что в школе со своей обратной связью и советамияникому не нужен, а это только негативно сказывается на ребёнке, решил своё мнение оставить при себе. Слава Богу, рефлексию мне поставили.

Выходит Юра Зинченко.

Для него АП не просто учитель, для него он, прежде всего, отец.

Юра рассказывает истории о том, как Командор учил и воспитывал его. Про петлю от ледоруба, которую он потерял и за это его лишили обеда, а на следующий день её нашли. Про то, как АП, в перерыве между написанием очередного текста, первый и единственный раз в жизни наказал его ремнём, приучая кушать борщ, который готовила бабушка, как по настоянию отца, его взяли в поход на яхте, а потом «забыли» забрать. И как он один ночевал на причале.

Фигурка Будды из кости яка, которую привёз Юрка (Юрий Александрович, теперь, скорее всего) из первого похода в Тибет, у меня стоит на полке. До сих пор помню сверкающие глаза пацана, который взахлёб рассказывал, как он со взрослыми дядьками штурмовал вершину.

Юра Зинченко взял на себя все организационные вопросы. Он большой молодец! Уже трудно за этим женатым, солидным мужчиной с бородой узнать самого шустрого нападающего «HotHooligans». Сколько битв на футбольном поле было выиграно и проиграно. Недавно Ярослав Каплан написал, что за время учёбы в Лицее у него было две эпические спортивные победы: надо мной в настольный теннис и над командой учителей в футбол.

Забыл упомянуть только, что на следующий год он, задрав от важности нос, не хотел тренироваться и в финале был мною «вынесен в одни ворота». Шок и слёзы. И подарок мне от ЮН (кассета с фильмом Остин Пауэрс, которую ЮН привёз из Москвы) за Акт воспитания.

Для того, что бы сделать карьеру мне понадобилось 7 лет. Вы думаете, что-то изменилось? Увы. Люди не хотят мыслить, анализировать и рефлектировать. Им это не нужно. Мало того, они агрессивно не хотят ничему учиться. Если раньше мне приходилось доказывать что-то своим руководителям, то теперь коллегам-Руководителям. Как говорил Учитель: «вначале появляется ученик, а затем он находит себе учителя». А ученик не появляется!!! Мне говорят: «нужно сделать так, что бы они захотели учиться». На что отвечаю: «Так это же самое сложное, над вопросом как это сделать бьются тысячелетиями!».

Пришлось научиться делать всё, как бы правильно сказать, «попсово». Зато, теперь умеют «мухи отдельно, а котлеты - отдельно» и «справедливость» с «законностью» различают. А мои тренеры даже схемы начали рисовать.

Очередь Людмилы Ивановны.

Рассказывает о том, как на первой встрече АП назвал её дурой. Как создавала Лицей. Как уговорила семью Зинченко переехать в квартиру над ней.

Я смотрю на огромные плакаты на стенах. С одной стороны Зала фото Учителя, с другой – архитектура Украины. Вот молодой АП и ГП. ГП что то рассказывает, а Командор осмысливает, это сразу видно по лицу. Вот он спит на даче, он у подножья горы или берегу океана. Ещё фото с Игр и Сессий. Теперь на эти фото смотришь совсем по-другому. Когда сам находишься в гуще событий, многое не замечаешь. Фото навсегда остановили мгновения: жесты, мимика, щёточка усов. Только они – безжизненны!

Я никогда не удалю фото АП с телефона. Понимаю, что по этому номеру уже никогда не смогу набрать Учителя. Но, к его номеру прикреплено фото. Удалить фото, всё равно, что удалить его.

В Зале кипит жизнь, суетятся официанты. «Кому рыбку, шашлык? Вам вино подлить?».

Люди у микрофона сменяют друг друга.

Выхожу я. Не люблю публичные выступления. Тем более, не хочу говорить банальные слова.

Просто рассказываю три истории. Истории о том, какие уроки дал мне Учитель.

Одна из историй про дверь, которую мы с ним сажали на петли на Толстого. Ира улыбается – помнит.

(Даша помнит).

Обнимаю Юрия Николаевича: «Берегите себя!». В августе ему 80. ЮН в душе юн, улыбается: «Всё нормально».

Недавно перебирал альбом со старыми фото. Для малых было удивительно: оказывается фото были бумажные и чёрно-белые. Неужели я жил в эпоху чёрно-белых и бумажных фото?!

На фото 1 сентября 1976 года. 1 класс. Мы с Дашей за ручку (Мише не обязательно рассказывать) бежим по лужайке перед детским садом на Тычины. Автор фото – Юрий Николаевич.

Всё пора уходить.

Что мы имеем в сухом остатке.

Группу людей, оставшихся без духовного лидера. Каждый со своей историй жизни, со своей историей успехов и неудач. И нет приемника. Когда ушёл ГП, был Прокофьевич. Который взял на себя миссию сохранить, развить и приумножить. Остались Юрий Николаевич, Николай Фёдорович, Владимир Африканович. Они уже не молоды.

Есть Петя. Сложно сказать, насколько он готов. В первую очередь, сам и есть ли команда у него.

Есть молодая поросль. Но, как я вижу, они заняты своими проектами и Методология для них только прикладной инструмент для работы. Не знаю, думал ли в последние годы АП о приемнике. Никогда с ним это не обсуждал. Не мог не видеть реальность.

Что мне дали годы работы и общения с АП?

Я – не такой как другие. Нет, не лучше. Другой. Я умею мыслить (может, немного самоуверенно), умею рефлектировать и проводить аналитику. Помогает ли это мне в жизни и работе? Да, помогает. Мешает ли? Да, мешает. Т.к. я на всё теперь смотрю по-другому. Не могу смотреть как все. Сколько таких как я?

Одиночество!

Матвей Хромченко

/Files/images/potochn_foto/16-17/dalogi/Хромченко.jpg Где и когда я познакомился с Сашей Зинченко, не помню, помню лишь, что от него всегда исходил поток энергии и запредельная доброжелательность к коллегам. Но уж если его что-либо в их деяниях не нравилось, то высказывался наотмашь. Впрочем, при мне такое случилось всего единожды: на очередном семинаре на Мосфильмовской он в сердцах бросил Славе Мараче – «Вы – позор методологии»!

А ещё Прокофьич остался в памяти одним из немногих, вошедших в окружение Георгия Петровича накануне игрового периода, кто не устремился в бизнес, всегда был сосредоточенным на содержательных и организационных вопросах, в чём и преуспел.

В совместных с ним проектах и программах я не участвовал, но Саша, блестяще рисовавший методологические схемы и умевший доходчиво их разъяснять, обещал мне соучаствовать в написании соответствующей главы книги о ГП, то есть быть её автором. Нарисовать одну схему и пояснить её смысл для тех, кто в своей деятельности мог бы ею воспользоваться, затем вторую и т.д.… увы, теперь такой главы уж точно не будет.

Я – не методолог, поэтому оценивать, что в практике Александра Прокофьевича заслуживает особого внимания, не могу. А как «недометодологу» мне представляется, что из всего наследия СМД-М он более всего усвоил разработки ГП в области ОРУ. И если моё предположение правдоподобно, то именно оргуправленческий подход более всего представлен в ТАУ – не случайно же после всех переименований академии сохранилось последнее «У», то именно этот подход и заслуживает особого внимания. Впрочем, это без меня понимают – и реализуют!.. Николай Андрейченко, Светлана Крайчинская и Андрей Реус.

Увы, наша последняя встреча оказалась печальной. Неожиданно позвонив, Саша напросился в гости – почаёвничать-потрепаться (другого такого звонка не припомню), приехал с тортом и, о чём-то второстепенном говоря, упомянул болезнь…

Рифат Шайхутдинов

/Files/images/potochn_foto/16-17/dalogi/Рифат 1.png Александр был "комиссаром" методологии.

Помню, меня поразило, как тщательно он собирал архив игр и выступлений, формировал и множил арсенал методологических схем.

От него исходила собранность, как пружина, готовая разжаться в любой момент острой дискуссии или совместного дела. За этой собранностью чувствовалась ответственность. Александр Прокофьевич остается для меня неравнодушным соучастником истории, безразлично взирающим на «бытовуху» и «коммунальщину» (это он называл).

На мой взгляд , как человек посвятивший себя продолжению дела ММК, Александр Зинченко жил вне времени. Но он, никак не " Доктор Живаго", не нашедший себя ни в революции,ни в мирные времена. Родись во времена Христа, АП был бы среди его учеников, а во время революции - наверняка активным соратником революционеров. Или их противником.

С какой любовью он относился к своему детищу, Тольятинской академии управления! Какую замечательную плодотворную команду он собрал там! Знаю, это дает, уверен – будет и дальше давать – образцы поиска и творчества. И дело это, однозначно, заслуживает глубокого анализа и описания!

Последний раз с Сашей мы виделись на моем дне рождения в декабре 2013. Он был веселым, жизнерадостным, как всегда, активным и собранным. Я рад, мне он запомнился таким. И благодарен жизни за знакомство и сотрудничество с замечательным Человечищем!

Прав был Хемингуэй, цитируя: "Не спрашивай о ком звонит колокол , он всегда звонит и по тебе. Когда уходит человек, уходит частичка нас!"

Добавлю, очень больно, когда уходят лучшие частички.

Татьяна Швец

/Files/images/potochn_foto/16-17/dalogi/Швец.jpg День первого знакомства с Прокопьевичем не припомню. Но помню, когда он произвел на меня первое, яркое впечатление. Это случилось лет десять назад в начале моей работы в лицее. Дело было то ли поздней осенью, то ли в начале зимы. В «аквариуме», аудитории на первом этаже, собрались выпускники2006 года (Фартушна Настя точно была), несколько ребят и молодые учителя. А.П. обсуждал новые проблемы образования. На сие мероприятие я не была приглашена. Сидела во второй комнате и работала за компом. Но слышала, что происходило. В один момент, поняла, что речь идет о чем-то совершенно необычном и для меня интересном. Я подвинула стул и села в проходе между рядами. В какой-то момент, А.П. повернулся ко мне и спросил: "Таня, тебе ведь все понятно?". А мне не было понятно (о чем я честно призналась). Это было так ново и, казалось, не реально. (Помню уничижительный взгляд Насти Фартушной ). А А.П. просто так мило сказал: «Сейчас я еще раз объясню». В лицее существует мнение, что А.П. бывал резок с учителями. Не знаю, я этого на себе никогда не ощущала.

Второй случай, уже весной, в мае. А.П. делал доклад специально для нескольких преподавателей и выпускников. Людмила Ивановна пригласила меня. В этот раз я чувствовала себя участником команды новаторов и старалась увидеть в целостности ту педагогическую систему, которую описывал Прокопьевич. Конечно, тему я не вспомню, дело давнее. Но хорошо помню диалог А.П. со мной. Для меня – открытие. Оказывается можно мыслить по-другому, по-своему об одних и тех же вещах.

Яркие моменты…Понимаете, А.П. вообще был ярок как личность. Во встречах, в работах с ним априори не могло было серых моментов. Для меня ярком моментом стало понимание мощи рефлексии, как способа познания себя и окружающего мира. Конечно, до знакомства с лицейским стандартом у меня был опыт интуитивного самопознания. Но знание того, что рефлексия может стать инструментом для понимания сути … За это важнейшее приобретение – особая благодарность Александру Прокопьевичу.

Еще один важный урок – постижение роли и назначения схематизации. Я работала над диссертацией, и старалась наиболее важные аспекты передать языком схем. А.П. согласился мне помочь. У него хватило терпения, а у меня сложилось более глубокое понимание того, о чем я писала.

Школа Зинченко – особая. Стараясь понимать, что он делал, как строил умозаключения, я обращалась к его статьям и книгам. Искала источники, на которые он ссылался. Чтобы понимать, мне приходилось читать, читать и еще раз читать, думать и еще раз думать. Признаюсь честно, я не фанатка методологии Щедровицкого. Но А.П., его ученик и последователь бросил вызов: «Умей быть умнее». Зацепил. Мне хотелось понимать, хотелось быть умнее, чем я казалась себе. И еще я бесконечно благодарна Александру Прокопьевичу за то, что он никогда не давал мне подумать хуже о самой себе.

Что можно заимствовать из мыслей и дел А.П. Зинченко? Попробую выразить по-своему.

Принцип: толковая деятельность, дает гораздо больше, чем сидение за партой и зубрежка.

Правило: теоретические посылки апробируй на практике, потом полученное соотноси с теорией. Будешь расти как практикующий теоретик.

Воспитание - самовоспитание: сила духа растет у тех, кто способен принимать вызовы. Цели могут быть завышенными, но устремленность приносит важнейший результат – силу воли. Школа самовоспитания – спорт.

Идеология: опора на глубину мышления. Системный подход – путь к целостному пониманию мира и осмысленной жизнедеятельности.

…Разные люди приходят в нашу жизнь, пока мы по ней топаем. И оставляют разные следы. Легкие, еле видимые, стираются в прошлое. Средние, так себе, иногда приходят на память. И есть те, что впечатывается навсегда. Прокопьевич - один из немногих, оставляющих глубокие следы - наследство. Для меня это так.

Кiлькiсть переглядiв: 0

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.